logo
Заказать
звонок

+7 8652 99 18 18

г. Ставрополь

Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть… или слышать, смотреть, дышать?

А какой глагол-действие Вы предпочитаете, приучая детей к порядку?
Спору нет: представление о порядке у каждого свое, да и методы приучения — тоже разные. Между тем, по мнению корифея психологии «всех времен и народов» Марии Монтессори, сенситивный (т.е. самый благоприятный) период формирования навыков порядка приходится на возраст с 3 до 5 лет. То есть и потом конечно не поздно, но гораздо труднее. В отечественной психологии этот возраст называется кризисом «я сам» и именно его важно не упустить.
В ситуации хронического дефицита времени родителю не просто отказаться от быстрого варианта: одеть, умыть, накормить с ложки, отнести на руках и т.д. Однако этот простой путь в последствии оказывается самым сложным для личности ребенка. Проблемы с порядком актуализируются к школьному возрасту, который как лакмус высвечивает все дефицитарные зоны. Поскольку дети сейчас многими рассматриваются как  важный инвестиционный проект, то с самого раннего возраста их стараются всячески ограждать от бытовых нагрузок, сосредоточившись на развитии других способностей. Хотя приучение к порядку отлично дополняет и сочетается с качественным образованием. Укажу только некоторые очевидные преимущества: развитие самостоятельности и ответственности, мелкой моторики и координации движений, сопереживания и уважения к труду взрослых, развитие памяти, внимания и основ интеллекта (анализ, синтез, классификация), смена деятельности и двигательная активность снимают напряжение и минимизируют стресс, порядок способствует осознанию внешней и внутренней гармонии, формирует эстетический вкус, актуализирует созидательное начало, помогает увидеть структуру.
Итак, со стартовым возрастом мы определились, в норме это 2-3 года. Попробуем разобраться с чего и как лучше начинать. В идеале к этому возрасту у ребенка есть своя игровая зона, спальное место, полочки с его одеждой и личными вещами. Он знаком с навыками самообслуживания, приучен к горшку и умеет выполнять простейшие действия под руководством родителей. Знает смысл слова «нельзя» и может воспринимать простейшие инструкции. Самое время постепенно, но неуклонно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавать их ему. Принцип прост: все, с чем физически справляется малыш можно постепенно ему перепоручать. Алгоритм тоже не сложный:- начинаем с простого и посильного,- разбиваем сложное действие на простые,- показываем, проговаривая и предлагаем повторить инструкцию,- затем проговорить и сопроводить действиями, помогая и корректируя ошибки,- эпизодически контролируем и доверяем сделать самостоятельно.Можно отдельно потренировать проблемные действия: застегивать пуговицы, снимать и одевать обувь, складывать одежду и т.д. При этом хвалить и радоваться каждому продвижению к цели, постепенно усложняя задачи! Если вы будете доброжелательны, последовательны, согласуете действия со всеми членами семьи – успех гарантирован! Самое время посвящать малыша в святая святых вашей семьи: ритуалы и правила семейным правилам
1. У каждой вещи есть свое место, взял – положи на место.
2. Если она не твоя – проси разрешение у владельца.
3. Если дверь закрыта — в нее стучат…
И еще множество полезных правил, которые сделают жизнь детей понятной и предсказуемой, создавая чувство безопасности и защищенности. Подойдите к процессу творчески, разговаривайте от имени вещей, которые очень любят свое место и страдают если их не убрать, придумывайте интересные истории и соревнования. Это отличный повод и самим родителям пополнить арсенал полезных привычек (освоить релаксационные упражнения, включить в рацион полезные продукты, избавляться от тревожных мыслей, гулять перед сном и т.п.) Если превратить приучение к порядку и формирование полезных привычек в увлекательный квест, то в выигрыше окажется вся семья! Тогда Вам точно не придётся терпеть, вертеть и ненавидеть… Наблюдайте, чувствуйте и прислушивайтесь к своему ребенку и тогда вы будете дышать в унисон!
PS: Создали все условия и воспользовались предложенным алгоритмом, но Ваши усилия пока не увенчались успехом? Не спешите упрекать ребенка в лени или нежелании, причина может быть проявлением дефицита функции программирования, регуляции и контроля. Проконсультируйтесь с психологом.

Комментарии закрыты.