Изобразительное искусство в жизни человека. Ступень 1 (МХ5)
5 класс
Программа "Мастерская художника"
Содержание программы данного курса объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как учебная дисциплина имеет интегративный характер, включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства.
Семья пространственных искусств: изобразительные виды искусства, декоративно-прикладные, конструктивные. Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Ритм пятен. Регулярный и нерегулярный ритм. Преобразования регулярного ритма в нерегулярный и их соединение в единой композиции.
Расширение представлений о цвете как средстве художественного выражения, его выразительных и собственно колористических свойствах. Природа цвета. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Понятие хроматических и ахроматических цветов. Цветовой и светлотный контраст. Природный, предметный и локальный цвет. Воспринимаемый условный цвет. Пространственная структура цвета.
Понятие цветового и тонового масштаба, принцип подобия тоновых и цветовых отношений. Цветовая тональность как особый подбор цветовых оттенков. Понятие колорита, цветовой гармонии. Мажорная и минорная цветовая гамма. Деление цвета по линиям: тяжелое – легкое, прозрачное – глухое, сильное – слабое, тёплое – холодное и т.п. Смысловое содержание цвета.
Роль декоративных искусств в жизни общества. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Зачем людям украшения. Одежда «говорит» о человеке. Гербы и эмблемы.
Создание композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы.
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средства художественной выразительности.
Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека.
Формирование навыков работы с красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, пастель, карандаши, соус, уголь, сангина), а также навыков создания аппликации, лепки из пластилина, объёмного моделирования из бумаги.
Идёт запись учащихся
Для того чтобы хорошо изобразить, художник должен прекрасно видеть и даже – предвидеть, не говоря о том, что он обязан много знать.
Максим Горький,
писатель