Шаг 1. Анализ ошибок

Проанализируйте три основных фактора стратегии выбора профессии.


1.1. Фактор "Хочу"

Помогите ребенку оценить его интересы и склонности.

Выясните, какие профессии ему нравятся, чем бы он хотел заниматься каждый трудовой день.

Выясните, какие специальности возможно получить в рамках этой профессии.

Изучите вместе с ребёнком профессиограммы, например, на сайте «Профориентация: кем стать» (proforientator.ru/profession).

1.2. Фактор "Могу"

Познакомьте ребенка с требованиями, которые предъявляет выбранная им профессия.

Помогите ребёнку выявить способности, уровень знаний, умений и навыков. Расскажите, как можно применить их к выбираемой профессии.

Запишите ребенка на профтестирование и посетите консультацию по его результатам.

Запишите ребёнка на предметные курсы для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ.

1.3. Фактор "Надо"

Выясните, в каких вузах можно получить интересующую ребенка специальность.

Ознакомьтесь вместе с ребенком с «Атласом профессий» (atlas100.ru).

Изучите вместе с ребенком «Навигатор абитуриента» (4ege.ru).

Запишите ребёнка на курс «Образование и Карьера» в Центре «Лидер».

Шаг 2. Анализ ошибок

Проанализируйте типичные ошибки при выборе профессии с тем, чтобы постараться их избежать.

Получите консультацию психолога по возникшим вопросам.

2.1. "За компанию"

Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

2.2. Дань моде. Престиж

Сегодня модными считаются профессии интернет–сферы: специалисты по лендингу, технологические менеджеры, а так же специалисты в сфере биотехнологий, электроники и биоинженерии. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, знание информационных технологий, энергия, коммуникабельность, работоспособность). Если говорить о престижности профессии, то часто это понятие относительное: зависит от круга общения и довольно быстро меняется со временем.

2.3. Неумение разобраться в себе

«Я мечтаю стать хирургом, но я же не справлюсь...» Обратный вариант: «Я классно пою в хоре, и никакая карьера, кроме звезды эстрады, меня не устраивает». Часто такие позиции демонстрируют ложную оценку своих способностей и возможностей. Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации. Однако следует помнить, что задача указанных специалистов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача готового ответа на вопрос о том, кем быть или «наклеивание ярлыка» о том, какой это человек.

2.4. Давление родственников

Нередко родители (или другие родственники) активно предлагают или даже настаивают на выборе варианта, который считают наиболее выгодным Иногда этот вариант в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. Таким образом, они пытаются реализовать свою мечту через ребенка.

2.5. Устаревшее представление

Нехватка реальной информации о профессии, незнание динамики её развития заставляет ориентироваться на карикатурные шаблоны: «Все математики бедные и сумасшедшие», «Все журналисты завтракают со звездами», «Все биологи бегают по лугам и ловят бабочек». Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Стремитесь узнать именно современный облик профессии.

2.6. Несоответствие здоровья и условий труда

Сопоставьте особенности организма ребенка и условия, в которых придётся работать. Существуют профессии, которые могут быть ему противопоказаны, так как они могут ухудшить состояние здоровья. К ним относятся, в основном, те, которые требуют длительного напряжения тех или иных физиологических систем. Например, программисты сильно напрягают глаза, а летчики — сердце.

2.7. Отождествление с конкретным человеком

Выбор профессии только потому, что нравится (или не нравится) человек, который занимается данным видом деятельности. Например, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает стать лётчиком.

2.8. "Отождествление учебного предмета с профессией"

Часто школьники рассуждают по принципу «нравится писать сочинения — значит, буду журналистом». Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.

Шаг 3. "Выбор вариантов"

Данный этап не предполагает окончательного выбора профессии, а лишь обозначает конкретные объекты для дальнейшего совместного обсуждения.

3.1. Обозначение альтернатив

Обозначьте с ребёнком несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.

Найдите описание профессии как определённого набора основных характеристик. Здесь вам помогут профессиограммы.

Поиграйте с ребёнком в игру «Угадай профессию». Суть игры: каждый (и ребёнок, и родитель) загадывают друг другу по какой-то профессии (лучше взять конкретные специальности), кодируют эти профессии на листочке с помощью определённых характеристик. Затем обмениваются этими листочками и по данным характеристикам отгадывают профессии (называют по три варианта профессий, подходящих под эти характеристики). Закончите игру небольшим совместным обсуждением и определите, какие профессии (специальности) названы более удачно.

Предложите ребёнку выписать те характеристики, которые он хотел бы видеть в своей предполагаемой профессии. Попытайтесь по этим характеристикам (ребёнок и родитель на отдельных листочках) «отгадать» по 5-7 профессий, подходящих под эти характеристики.

Совместно с ребёнком обсудите и определите список наиболее подходящих профессий.

3.2. Составление рейтинга

Из полученного на предыдущем шаге списка составьте рейтинг профессиональных предпочтений, расставив их по убыванию.

Посетите вместе с ребенком интерактивную лекцию «Выбор вуза. Альтернатива», на которой представлена самая актуальная на сегодняшний день информация о высшем образовании в России.

Шаг 4. Оценка выбора

Оцените вместе с ребенком достоинства и недостатки каждого варианта профессионального выбора, используя представленный ниже алгоритм.

Определите и запишите факторы, которые лично значимы (существенны) для ребёнка при принятии решения о выборе профессии.

Оцените с ребёнком, какие из записанных факторов являются для него наиболее значимыми. Выделите эти факторы. Их должно быть не более 25% от общего числа.

Каждый выделенный фактор поочередно соотнесите с каждым вариантом выбора, используя условную шкалу от 0 до 4 баллов.

По сумме баллов выделите наиболее предпочтительные варианты профессии.

«Прорепетируйте» профессию на профориентационных экскурсиях, проводимых в рамках программы «Матрица карьеры», профессиональных пробах, например, «Летняя бизнес-школа» (Центр «Лидер»), Летняя компьютерная школа (Центр «Поиск»), «Детский лагерь профессий» (Ленинградская область, www.art-lichnost.ru) и др.

Шаг 5. Шансы на успех

Помогите исследовать шансы успешности ребенка в каждом профессиональном выборе и «просчитайте» последствия каждого варианта.

Участвуйте вместе с ребенком в профориентационной игре «Дорожная карта жизни и карьеры» и других деловых играх.

Стимулируйте ребёнка к участию в интеллектуальных соревнованиях.

Выберите с ребёнком курсы, проводимые в рамках летнего интенсива, психологические тренинги, курсы финансовой грамотности.

Запишите ребёнка в «Летнюю бизнес-школу» и в группу «Психологическая подготовка к ЕГЭ».

Шаг 6. Знакомство с вузами

Внимательно изучив проходные баллы, определив направление обучения и вузы, посетите дни открытых дверей, которые регулярно проводятся во всех учебных заведениях. Там можно подробно узнать все о процессе обучения, его стоимости, лично пообщаться с учениками и преподавателями, а также убедиться в том, насколько правильно старшеклассник выбрал профессию. Познакомьтесь со структурой учебных заведений, уровнем получаемого образования, вступительных экзаменах.

6.1. Выделение вузов по специальности

Ещё раз обратитесь с ребенком к «Навигатору абитуриента» (4ege.ru).

Откорректируйте рейтинговый список, оставив в нём только те вузы, которые готовят по выбранной специальности.

Обратите внимание, что вузы бывают многопрофильные и специализированные. Подробнее о статусах и профилях вузов можно узнать на интерактивных лекциях в рамках мероприятий Матрицы карьеры.

6.2. Сбор информации

О каждом вузе рейтингового списка получите важную информацию, опираясь не следующие рекомендации.

На сайте Рособрнадзора выясните, имеет ли вуз лицензию на право ведения образовательной деятельности и по каким программам.

На сайте Минобрнауки посмотрите статус вуза, который он получил по результатам мониторинга эффективности.

Изучите сайт вуза. На нем должна быть информация о дате его создания, учредителях, руководстве; об образовательных программах, учебных курсах, производственной практике; о количестве бюджетников, студентов-целевиков и льготников; о преподавателях с указанием уровня их образования, квалификации и опыта работы; о направлениях и результатах научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления; об условиях предоставления стипендий и мер социальной поддержки; о наличии общежития и плате за проживание в нем; о трудоустройстве выпускников и др.

Шаг 7. Выбор вузов

Помните: документы абитуриент имеет право подавать всего в пять вузов.

Выбирая вузы, сопоставьте проходной балл на выбранном факультете в предыдущем году с результатами экзаменов ребёнка.

Соотнесите предложения вуза с вашими пожеланиями (наличие общежития, военной кафедры и пр.)

Включите в список пяти учебных заведений не только вуз «мечты» но и тот, куда ребёнок гарантированно поступит.

Посетите вместе с ребенком интерактивную лекцию «Шаг в будущее. Выбор пути», на которой вы узнаете о реформе высшего образования (ее плюсы и минусы), об изменении в структуре вузов, что выбрать - «специалитет» или «бакалавриат», какие государственные вузы считаются лучшими, четыре суперстратегии поступления в ВУЗ и как их использовать, как составлен хит-парад востребованных специальностей.

Шаг 8. Подготовка к экзаменам

Уточните список предметов, результаты ЕГЭ которых требуются для поступления в выбранные вузы.

Посещайте предметные курсы и курсы по подготовке к ЕГЭ (stavlider.ru). Помните, с каждым дополнительным занятием повышается шанс на получение высокого балла по ЕГЭ.

Следите за обновлением информации о мероприятиях на сайте Центра «Лидер».

Шаг 9. Поддержка абитуриента

Обсудите с ребенком, насколько востребованы на рынке труда специалисты по выбранной профессии.

Подавая документы в вуз, обратите внимание на то, как организована приемная кампания. На стендах должны быть копии лицензии, свидетельства о государственно аккредитации, образцы договоров об оказании платных образовательных услуг, образцы документов об образовании, выдаваемых по окончании учебы.

Верьте в силы ребенка, сосредоточьтесь на позитивных моментах подготовки.

Помогите ребенку задушевной беседой или совместной прогулкой. Это намного полезнее нравоучений.

Получите консультацию психолога.

При необходимости скорректируйте планы.